Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
АННОТАЦИЯ
Многие знают этот роман наизусть. Фантастическое сочетание мистики и фельетона, любовного сюжета и авантюрной фабулы в сочетании с библейскими мотивами завораживает и читателя, и театрального зрителя. Сам Сатана – Воланд прибыл со свитой в довоенную Москву, чтобы проверить, насколько изменились люди за две тысячи лет. На сцене происходят невероятные вещи. Искушения дьявола не знают преград. Но любовь и верность спасает души людей. Тьма отступает. Рукописи не горят.
ВЕЧНЫЙ ВОЛАНД И ДРУГИЕ
В областном драматическом театре состоялась премьера «Мастера и Маргариты». Спектакль живой и целостный, многогранный, атмосферный, с очевидным пиететом всех его создателей к автору романа.
Как справедливо считают театроведы, перенесение на сцену этого булгаковского произведения — само по себе уже можно приравнять к подвигу. После премьеры, покидая зрительный зал, поймала себя на ощущении, будто заново перечитала роман, от первой до последней строчки. Удивительно: осталось то же «послевкусие».
Над спектаклем трудились московский режиссер Вячеслав Виттих (до этого уже обогативший нашу театральную афишу такими «хитами», как «Панночка» и «Куклы») и, сыгравшие с завидным мастерством, наши актеры.
Иешуа по Виттиху — натура по сути своей не геройствующая. Простой, чистосердечный, даже робкий, безмерно трогательный молодой человек, которому не чуждо чувство страха за собственную жизнь. Но он уже сделал свой нравственный выбор… Иешуа в исполнении Максима Пацерина покоряет «бескрайним» взглядом – тихим, «раненным», глубоким – жертвенно-светлой улыбкой, пронзительной хрупкостью, в том числе и внешней. Иешуа кажется почти бесплотным. А ведь сам актер и рослый, и широк в плечах. Такая вот метаморфоза.
Необыкновенно сложился образ Прокуратора в исполнении Анатолия Лукина. Мощное воплощение! Заслуженный артист России сыграл натуру мудрствующую и тонкую, с больною совестью и жаждой перемен. Но это человек системы – обязывающая ипостась. Тщетно рвется он из собственных сетей, в которых — тесно.
Убедителен в небольшой, но значимой роли Левия Матвея Сергей Борисов. Особенно удалась актеру сцена с душераздирающим монологом раскаяния любимого ученика Иешуа.
Коровьев (Павел Ботвинский) — мало сказать, что хорош! Слегка «мультяшный» персонаж. Вечно пританцовывающий человек-трансформер, циничный без предела, вкрадчивый и… мертвый.
Загадочный, непостижимый Воланд, натура в крайней степени притягательная и харизматичная. Сергей Чернов вылепил своего героя весьма деликатно, излишне его не демонизируя (отчего и сам образ, и спектакль в целом только выиграли). «На выходе» получился такой вот «человек на своем месте», мир без которого был бы не совсем полным.
Весьма удались в спектакле персонажи «сочно» куролесящих собратьев по перу и прочих представителей московской интеллигенции. Как мне кажется, самыми среди них «выпуклыми» и запоминающимися «вышли» жертва обстоятельств Лиходеев, с размахом «исполненный» заслуженным артистом Марий Эл Александром Егоровым, и «без вины виноватый» Иван Бездомный – Антон Захаров.
Безыскусно, пронзительно прозвучала в спектакле главная тема — любви: к человечеству – в целом и к отдельно взятому Мастеру, который, может быть, к такой любви и не «приспособ-лен». Поэтому в их паре в основном «слышна» лишь Маргарита (что ничуть не умаляет игры — искренней, чистосердечной, точной Олега Яковенко — Мастера). Здесь «правит бал» Она! В исполнении Надежды Ильиной это женщина — символ: эфемерная, летящая неведомо куда, к любимому, с любимым. Так чувственно и веско – «с чертовщинкой» сыграла Ильина.
К слову, Надежда — любимая актриса Вячеслава Виттиха, занятая на сцене калининградского драматического во всех его постановках. Так, в вышеназванной «Панночке» она— «одноименная» ведьмочка, та самая, что в церкви поднимается из гроба, выкрикивая странные и страстные слова и междометия. Завораживающее это было сделано. Теперь вот — Маргарита.
- До дна пришлось испить со Славой Виттихом мистическую чашу — тяжело давались эти роли. Особенно — последняя. Никогда прежде так плохо себя не чувствовала — сознание на сцене теряла, и такое было, один раз вызывали «скорую». Как-то, отчаявшись, попросила режиссера снять меня с этой роли. Спасибо, он не согласился, – с улыбкой, в которой еще продолжает сквозить «нездешний» холодок воспоминаний, рассказывает актриса.
Дата |
20 мая в 18:00 |
Продолжительность |
Фантасмагория в 2-х действиях. , 3 часа |
Режиссер-постановщик |
Вячеслав Виттих |
Художник-сценограф |
Заслуженный деятель искусств Киргизской республики Юлдаш Нурматов |
Художник по костюмам | Зухра Мукамбетова |
Пластика | Артем Мальков |
Художник по гриму | Вероника Никогосян |
Художник по свету | Людмила Воронина |
Помощники режиссера | Наталья Богуславская, Ольга Назарова |
Музыкальное оформление Вячеслава Виттиха
Воланд |
Алексей Переберин, Заслуженный артист России Сергей Чернов |
Коровьев | Алексей Грызунов |
Азазелло | Максим Махинов |
Бегемот | Василий Швечков (младший) |
Гелла | Мария Савельева |
Мастер | Олег Яковенко |
Маргарита |
Надежда Ильина, Мария Авраменко |
Пилат |
Заслуженный артист России Анатолий Лукин, Петр Мутин |
Иешуа | Максим Пацерин |
Бездомный | Антон Захаров |
Берлиоз, Афраний | Заслуженный артист России Геннадий Марьев |
Римский, Гестас | Геннадий Филиппович |
Каифа | Заслуженный артист Таджикистана Юрий Харламбов |
Иуда, Дисмас | Михаил Шевяков |
Левий Матвей, Бенгальский | Сергей Борисов |
Лиходеев | Заслуженный артист Республики Марий Эл Александр Егоров |
Варенуха, Доктор | Заслуженный артист России Василий Швечков (старший) |
Рюхин, 1-й убийца, Секретарь | Артем Лернер |
Продавщица, Женщина | Заслуженная артистка России Надежда Гайдар |
Крысобой | Василий Швечков (младший) |
Аннушка | Елена Носырева |
Почтальон, Фрида | Любовь Орлова |
Низа, Наташа | Юлия Докторова |
Гости на балу, литераторы, зрители варьете | артисты театра. |